Объем 650 страниц
2020 год
Беседы о русской культуре: Быт и традиции русского дворянства (XVIII – начало XIX века)
О книге
«Беседы о русской культуре» – уникальный труд, посвященный жизни русского дворянства XVIII – начала XIX века. Написанная увлекательным и доступным даже неподготовленному читателю языком, книга открывает перед нами завораживающий мир чинов, балов, карточных игр, дуэлей, политических интриг и, наконец, взаимоотношений людей ушедших эпох – мир особого культурного кода, без которого невозможно понять классическую отечественную литературу, многие важные вехи истории России, наше прошлое и, следовательно, наше будущее.
Работа была подготовлена Лотманом на основе авторских телевизионных лекций, читавшихся им в конце 1980-х годов.
В формате a4.pdf сохранен издательский макет.
На фоне множества появившихся за последние годы книг произведения Юрия Михайловича Лотмана стоят особняком, их нельзя не заметить, нельзя небрежно пролистать страницы и отложить в сторону. Открыв «Беседы о русской культуре», ты невольно погружаешься в атмосферу того времени – так непринужденно, живо, с неподдельным интересом автор описывает «дела минувших дней». Читаешь его книги и получаешь истинное наслаждение: мастерская подача материала, колоссальная эрудиция, превосходный русский язык – все это как глоток свежего воздуха…
Каждый филолог русского знает или хотя бы слушал о Ю. Лотмане. Каждый, кто читает русскую литературу должен ознакомиться с Ломаном также для лучшего понимания быта, традиций!
Без этой книги практически невозможно понять произведения русской литературы во всей полноте. Многие бытовые детали давно исчезли из жизни и ни о чем нам не говорят, а ведь автор не просто так вводит их в повествование. Также становится понятна мотивация поступков героев произведений. Понятия чести, образ жизни героя всё влияет на сюжет. Энциклопедия русской культуры и жизни не только дворянства а гораздо шире – вот что такое эта книга.
Лотман – один из самых интереснейших исследователей истории и психологии русского человека. Тонкие, точные и проникновеннын наблюдения, которые поливают свет не только на прошлое, но и на настоящее, а,впрочем,даже на будущее
Часы за этой книгой пролетают, словно минуты. Слог и манера повествования Юрия Лотмана словно созданы для того, чтобы сделать столь объемную информацию интересной и доступной для любого читателя. Никаких сухих фактов – только тысячи историй из повседневных дел людей уже давно ушедшей эпохи.
Вместе с автором вы погрузитесь в мир культуры и быта русского дворянства, вспоминая литературных классиков и их героев, разбираясь в чинах и госслужбе, присутствуя на собраниях декабристов, и плавно переходя от мужских обязанностей к женским. С каждой страницей уносясь все дальше в вихре танца или водовороте войны в то далекое время русского дворянства.
И возможно, вам захочется заново прочесть навязываемые школьным учителем произведения, но уже глядя на них по-новому, сквозь призму позабытых традиций и знаний.
Посвятив беседы русскому быту и культуре XVIII – начала XIX столетия, мы прежде всего должны определить значение понятий «быт», «культура», «русская культура XVIII – начала XIX столетия» и их отношения между собой. При этом оговоримся, что понятие «культура», принадлежащее к наиболее фундаментальным в цикле наук о человеке, само может стать предметом отдельной монографии и неоднократно им становилось. Было бы странно, если бы мы в предлагаемой книге задались целью решать спорные вопросы, связанные с этим понятием. Оно очень емкое: включает в себя и нравственность, и весь круг идей, и творчество человека, и многое другое. Для нас будет вполне достаточно ограничиться той стороной понятия «культура», которая необходима для освещения нашей, сравнительно узкой темы. Культура, прежде всего, – понятие коллективное. Отдельный человек может быть носителем культуры, может активно участвовать в ее развитии, тем не менее по своей природе культура, как и язык, – явление общественное, то есть социальное 1 . Следовательно, культура есть нечто общее для какого-либо коллектива – группы людей, живущих одновременно и связанных определенной социальной организацией. Из
Бальный разговор был далек от той игры интеллектуальных сил, «увлекательного разговора высшей образованности» (Пушкин, VIII (1), 151), который культивировался в литературных салонах Парижа в XVIII столетии и на отсутствие которого в России жаловался Пушкин. Тем не менее он имел свою прелесть – оживленность, свободу и непринужденность беседы между мужчиной и женщиной, которые оказывались одновременно и в центре шумного празднества, и в невозможной в других обстоятельствах близости
Жан-Жак Руссо в трактате «Об общественном договоре» в предгрозовой атмосфере надвигающейся революции, приближение которой он зарегистрировал, как чуткий барометр, писал, что изучение истории полезно только тиранам. Вместо того, чтобы изучать, как было, надо познать, как должно быть. Теоретические утопии в такие эпохи привлекают больше, чем исторические документы.
Мы изучаем литературу, читаем книжки, интересуемся судьбой героев. Нас волнуют Наташа Ростова и Андрей Болконский, герои Золя, Флобера, Бальзака. Мы с удовольствием берем в руки роман, написанный сто, двести, триста лет назад, и мы видим, что герои его нам близки: они любят, ненавидят, совершают хорошие и плохие поступки, знают честь и бесчестие, они верны в дружбе или предатели – и все это нам ясно.
Когда, по словам Пушкина, «мятеж поднялся средь Петергофского двора» и Екатерина, надев гвардейский мундир, отправилась в Петергоф завоевывать трон, она вверила именно Неплюеву охрану столицы и защиту малолетнего наследника Павла. Это сразу резко повысило положение Неплюева, и в дальнейшем он, по собственному его выражению, « употреблялся во все дела».
Отзывы, 33 отзыва33