Объем 240 страниц
Духовные основы русской революции
О книге
Николай Бердяев – один из виднейших представителей русской религиозной философии XX столетия, но прежде всего – первый в нашей стране представитель школы религиозного экзистенциализма, неизменно противопоставляющий свободу духа прокрустову ложу объективной необходимости...
Жанры и теги
Мне никогда не приходилось задумываться, что именно столпы нашей классики оказали столь заметное влияние на события конца XIX - начала ХХ века. Ну вот как-то в большом отрыве друг от друга они у меня шли - русская (да что русская! мировая, скорее!) история и русская литература. Понимаю, что в корне неверно, но, согласитесь, если "Бесы" Достоевского прямо связаны с идеями революционного движения в России, то "Ревизор" или "Мертвые души" как-то не заставляют думать в этом направлении. По сути, книга - очень интересный и небанальный анализ творчества самых ярких русских писателей с точки зрения влияния на общественно сознание. Вы когда-нибудь думали о Гоголе, как о "художнике зла"? А о том, что в творчестве Достоевского гораздо больше веры в человечество, чем у того же Гоголя? А приходило ли Вам в голову, что Брестский мир - это результат порочной по своей сути (не нужно бросать в меня камнями! Николай Александрович все очень хорошо объясняет! И да, я с ним согласна) философии Толстого? Вот такая очередная книга, переворачивающая сознание.
Религия социализма принимает искушение хлебами, отвергнутое Христом в пустыне. Социализм делает из хлеба религию и за хлеб продает духовную свободу человека. Это раскрывает Достоевский в легенде о Великом Инквизиторе. Это раскрывает и Вл. Соловьев в повести об Антихристе. Христос отверг искушение хлебом и научил молиться о хлебе насущном.
В русской природе нет резкого разделения добра и зла. Русских пленяет зло, как добро, само же зло, не принявшее обличья добра, редко пленяет их. Вот почему для русских страшен не диавол, а антихрист - последнее, грядущее явление зла. И у русских особенную силу приобретает религия революционного социализма, магического социализма, религия большевизма, пленяющая равенством, справедливостью и всемирным торжеством окончательной социальной правды и социального рая.
Большевизм идет по стопам Великого Инквизитора.
Лишь в сознании русских большевиков революционный социализм остается религией, которую они огнем и мечом хотят навязать миру. Это что-то вроде нового ислама, в котором хотят заслужить себе рай избиением неверных.
Социалистический дух стоит во враждебном отношении ко всякой творческой личной оригинальности, в которой только и можно искать противоядия против "буржуазности". Социализм духовно нивелирует, приводит всех к среднему серому уровню, покупает некоторый подъем равнин дорогой ценой исчезновения всех вершин.
Отзывы, 1 отзыв1