Объем 430 страниц
2016 год
Удивительные приключения рыбы-лоцмана: 150 000 слов о литературе
О книге
Галина Юзефович – один из самых авторитетных российских критиков, ее взгляд на литературу, ее мнение в значительной степени определяют книжную моду. Выпускница РГГУ, с дипломом по истории древних Афин, с 1999 года публикует обзоры современной прозы в «Итогах», «Ведомостях», «Эксперте». Была ведущей программы «Книжная полка» на радиостанции «Маяк», с 2014 года ведет еженедельную колонку на сайте «Медуза». А еще читает курс литературы в «Высшей школе экономики» и руководит мастерской лит. критики в «Creative Writing School».
Дебютная книга «Удивительные приключения рыбы-лоцмана» – настоящая навигационная карта по миру русской и иностранной литературы последнего десятилетия. Она – для всех, кто ищет удовольствия в чтении.
Одно время Юзефович постоянно мелькала на главной странице ЛЛ, какие-то ее статьи мне нравились, и стало просто интересно, что же это за рыба такая? Когда я заглянула в содержание книги, показалось, что меня ждет что-то очень увлекательное и интересное:
Начнем с фантастики
Перейдем к детективу
Легче легкого
Всерьез и надолго
Из старых запасов
О других и о себе: автобиографии и биографии
Здесь и сейчас: как устроена современность
Мир вещей
Большой мир: книги о времени и пространстве
Из жизни идей
Но в книге оказались только рецензии и больше ничего. По сути, вся книга представляет собой ленту рецензий, разве что собранных в группы по темам выше.
Все рецензии немного подобны, поэтому я трижды прерывалась в чтении книги, отвлекалась на художку, чтобы вернуть себе концентрацию. И по итогу, не смотря на то, что от книги я ждала большего, в целом, я осталась довольна прочитанным.
Дело в том, что я почти не читаю современную и вне жанровую прозу, но постоянно запинаюсь о книги в данных жанрах, на слуху постоянно вертятся «знаковые фамилии». Удивительные приключения рыбы-лоцмана стали для меня отличным путеводителем в мире современной прозы и я рада, что могу доверять вкусу Юзефович, а доверие это возникло из-за следующих моментов:
– В данном сборнике есть рецензии на книги, которые я читала (Священная книга оборотня, Шлем ужаса: креатифф о Тесее и Минотавре, Ананасная вода для прекрасной дамы, Бэтман Аполло, Дом, в котором…, Лавр, Карта времени, Лев Толстой: Бегство из рая) и даже, если наше общее впечатление и оценка на книгу разнятся, доводы у нас с ней одинаковые.
– В манере выражать свое мнение Юзефович использует очень близкие понятия, не редко говорящие скорее о чувственных ощущениях от книги, чем о логике повествования и вкусности языка, хотя и это имеет место быть.
Честно говоря, я была сильно удивлена, что мне так интересно читать рецензии на книги, которые я еще не читала. Единственное что мне тяжело далось – это последние главы. Весь раздел про нон-фикшн шел очень тяжело и сложно сказать, в чем причина. Может в том, что были разобраны книги совершенно не интересной мне тематики, или из-за того, что это конец книги, и я подустала, или потому что в рецензировании нон-фикшина есть своя специфика, утяжеляющая текст. Если по художке я присмотрела сотни книг для прочтения, то в нон-фикшн ни одной.
Вторая моя встреча с книгами Галины Леонидовны, и впечатления чуть менее восторженные. Уже не сработал эффект неожиданности, да и сами статьи-эссе не показались столь цепляющими и увлекательными по простой причине - большинство книг было мне не знакомо. Я даже о них не слышала, при том, что довольно много дел имею с книгами, и более-менее популярное из литературы знаю, хоть и не читала. Размышления и высказывания автора по прежнему было неплохо написано, но когда объект рассуждений тебе не знаком, содержание монолога не цепляет.
Книга состоит из отдельных статей-отзывов, написанных в разное время. Конечно, написанное у автора больше, и в начале книги она сама рассказывает, как и что отбирала для данной книги:
В конечном итоге я остановилась на промежуточном варианте: в книгу вошли тексты последних десяти-двенадцати лет, которые, как мне кажется, способны и сегодня иметь практическое применение - напомнить (или рассказать) об интересной книжке, в нужный момент не попавшейся на глаза, или, наоборот, уберечь от разочарования.
Не скажу, что прочитанное хоть как-то подтолкнуло меня взять какую-то незнакомую доселе мне книгу. Но это мой личный пунктик - я в принципе редко ориентируюсь на чьи-то рекомендации, и предпочитаю сама выбирать, тем более, что с этим проблем нет.
А вот читая отзывы на читанные мною книги мне было любопытно сравнивать наши мнения, которые порой сильно не сходились. И если "Домом, в котором..." М. Петросян я была так же в какой-то мере очарована, вовлечена в удивительный мир, то впечатления от "Географ глобус пропил" А.Иванова у нас отличались - я не увидела той "доброты" и какой-то умилительной ностальгии.
Но мне все-равно нравится, как Галина Юзефович говорит о книгах. Нравится, что она не делит литературу на "достойное, умное", которое должен читать каждый уважающий себя человек, и "бульварщину", недостойную для чтения. Нравится, что наряду с общепризнанной классикой или современными лауреатами кинопремий она сама читает и массовую литературу вроде детективов Ю Несбе. На ее примерах я сама учусь рассуждать о прочитанном.
Если вы любите читать книги, то мой совет от чистого сердца — не читайте "Удивительные приключения рыбы-лоцмана". Не потому что она плоха, а напротив — хороша. А что делает с вами хороший критик? Правильно, заставляет хотеть прочитать ту книжку, о которой он только что написал. В "Лоцмане..." 169 (плюс-минус парочка, потому что я гуманитарий и считаю невнимательно и без желания) рецензий на книги и почему-то 2 интервью (с Мариам Петросян и со Стивеном Фраем, при всём моём нежном отношении к обоим я так и не поняла, зачем сюда эти интервью засунуты, ну да ладно, хозяин-барин). После ознакомления с ними хочется взять эту пару полочек книг и немедленно прочесть, пусть и не все, но большинство. Юзефович умеет заражать интересом к литературе. Так что, если у вас хорошо развита эмпатия и любознательность, то в сборник рецензий лучше не соваться. Либо дозировать их по паре штучек в день, чтобы не перегореть.
Галина Юзефович в моём представлении говорит тихим голосом, потому что и в своих рецензиях она тоже тиха и ненавязчива. Иногда даже возникает впечатление, что у неё нет своего голоса (в отличие от мыслей), потому что большинство текстов строятся по одной и той же схеме: вводная часть, в которой может говориться об авторе, жанре, какой-нибудь истории или окололежащей теме, потом затравка и пересказ сюжета (без спойлеров, но зачастую достаточно основательный), затем анализ и в самом конце — почему стоит читать или вскользь о минусах. О минусах, которые Юзефович не может не замечать своим острым глазом, она говорит как-то робко, словно не хочет ругать книги, поэтому у каждой-каждой книги из этих 169 (?) её вердикт: "Читать". Только советы, никаких антирекомендаций. Впрочем, это не потому что кто-то сверху требует книги непременно хвалить, в предисловии Юзефович вполне внятно объясняет эту свою сознательную позицию. Наверное, именно поэтому она "рыба-лоцман" из заглавия — старается придерживаться нейтральных позиций (хотя недавний скандал с Захаром Прилепиным показывает, что в литературной среде сохранить нейтралитет невозможно, даже если очень хочется) и освещает, освещает, освещает, оставляя на усмотрение читателей выбор курса, плыть или не плыть в эту сторону. За эту сдержанность Юзефович просто любить, возможно, это одна из причин её популярности — даже какашками она обмазывает как-то деликатно, без перещёлкивания на личность и эмоции, обязательно указывая и плюсы. Впрочем, как я уже сказала, это случается крайне редко.
Автор этих рецензий находится в интересном положении среди мира критики. Она явно не академический критик, никакой напыщенности или снобизма, никакого стремления написать для себя и посложнее, всё направлено во вне, к потенциальному читателю. При этом Юзефович видит гораздо глубже, чем большинство рядовых читателей и даже некоторых специалистов, но свои литературные находки она преподносит просто и ненавязчиво, не кичится глубиной анализа и не выделяет его, как единственно возможный вариант. Вероятно, это ещё одна причина широкой общественной любви.
Что мне особенно понравилось, так это явная работа над редактурой и составлением сборника. Очень часто приходится видеть собрания малых вещей (эссе, очерков, статей), которые просто побросали в одну корзину, авось читатель сам разберется. Здесь сразу заметно, что тексты подбирались один к одному, выстраивались в логическую цепочку в специальном порядке, группировались тематически. Если прочитал рецензию на одну тему, то следующая может на неё косвенно ссылаться, порядок ни в коем случае не изменён, так что никаких непоняток. Хотя деление на части всё-таки немного странноватое к концу сборника, нон-фикшн получился уж очень дробным, практически "по тегам". В то время как художественная литература, по большей части, сгруппирована по ощущениям, а не по фактическим темам.
Жалко, что если ты работаешь критиком, то вынужден всегда быть на передовой литературного процесса и читать преимущественно новинки. Это говорит не только сама Юзефович, но и подбор текстов для "Лоцмана..." Почти всё — издано относительно недавно, лишь несколько любимых текстов и классики. Конечно, классика не нуждается в "рецензии-затравке", но если не появляются тексты Юзефович про классику, то велика вероятность, что у неё банально нет времени её перечитывать.
Лично мне Юзефович всегда нравилась, хотя я и ратую за то, что в рассказе о книжках не нужно себя искусственно ограничивать формой, нейтралитетом и безэмоциональностью. При всей разности подходов я с удовольствием часто ловлю себя на мысли, что наши мнения или выводы по чему-то некогда прочитанному совпадают. Чувство причастности — великая штука, хотя взгляд на то, с какого именно роман начал скатываться Пелевин, не то чтобы может блистать оригинальностью. Ещё один момент причастности уже ближе к концу сборника меня ошарашил: среди бестселлеров и топовых русских авторов вдруг выплыла фамилия моего преподавателя из провинциального университета, который написал-то всего полторы книги и издал их крошечным тиражом. Удивительно тесен мир.
Я рекомендую использовать этот "труд" (не побоюсь этого слова, потому что во вдумчивое чтение и оформление мыслей вложено немало сил) в качестве ориентира. В каждой рецензии достаточно информации, чтобы понять, о чём книга, в каком она стиле и кому может понравиться. Это не стопроцентные точные универсальные советы для всех и вся, потому что "нравиться" — штука хрупкая. Но они всё равно весь действенные. Так что ещё раз повторю для закрепления: не читайте вы всё подряд, как я, дурачок. Захочется объять необъятное. Но у Галины Юзефович было несколько лет на прочтение и осмысление этого массива, а вам может захотеться немедля.
Чтение сборника эссе Галины Юзефович растянулось у меня на целых три месяца, из старого года в новый, но вовсе не потому, что читать его оказалось тяжело. Напротив, я с удовольствием возвращалась к ней вечер за вечером, опасаясь того момента, когда же переверну последнюю страницу. На мой взгляд, эту книгу как раз лучше читать так: по одному-двум эссе в день, и необязательно по порядку.
Тем более, что читательские горизонты у Юзефович невероятно обширны: она с одинаковой увлеченностью рассказывает про легкую литературу, нон-фикшн, серьезные исследования и истории попроще. Пожалуй, литературу жанровую она даже защищает немножко больше. И огромный раздел посвящен современной русской литературе, для которой автор выступает практически адвокатом. Наверное, даже тот, кто считает, что в наши дни у нас в стране не могут написать ничего достойного, запишет для себя несколько имен. Лично я открыла для себя немало нового и, пожалуй, именно в этой части книги оставила больше всего закладок.
Впрочем, все объясняется в предисловии к книге: для Юзефович литературный критик - не злой драматический персонаж, без жалости клюющий слабых авторов, а именно что рыба-лоцман, ориентирующая читателя в бескрайнем информационном море. Для меня даже - путеводная звезда. (Судить об этом можно по обилию наклеек в моем издании, которыми я отмечала все, что хочу прочитать в будущем или то, что меня так или иначе заинтересовало.) Главным критерием для Галины Юзефович выступает собственный вкус и читательский опыт, и, хотя кое-где наши с ней предпочтения разошлись, прочитать ее мнение о знакомых книгах было до крайности интересно. Тем более, что многие эссе, хоть и публиковавшиеся раньше на "Медузе" (немало ссылок на них можно найти и на Лайвлибе), для книги были переработаны и дополнены, что только лишний раз доказывает, с какой тщательностью и вниманием автор подошла к своим статьям. Через всю книгу красной нитью проходит главное чувство: любовь Галины Юзефович к чтению в целом и каждой прочитанной книге в частности. И, закрывая сборник, я могу только гадать, сколько же в нем на самом деле было личного.
"Удивительные приключения рыбы-лоцмана" еще раз напомнили мне, что я и сама не выступаю как профессиональный критик, но читательский вкус и опыт - уже неплохой ориентир. И в этом смысле мне трудно оценивать сборник по каким-то объективным показателям, потому что он в значительной степени созвучен моим собственным ощущениям и пожеланиям. Это не серьезный разбор для профессиональных изданий, а маяк для каждого читателя. Но это ни в коем случае не делает книгу проще и поверхностней. Наоборот, это маст-рид для любого, кто хочет и пытается разобраться в бесконечном объеме выходящих на рынок изданий.
Одно время Юзефович постоянно мелькала на главной странице ЛЛ, какие-то ее статьи мне нравились, и стало просто интересно, что же это за рыба такая? Когда я заглянула в содержание книги, показалось, что меня ждет что-то очень увлекательное и интересное:
Начнем с фантастики Перейдем к детективу Легче легкого Всерьез и надолго Из старых запасов О других и о себе: автобиографии и биографии Здесь и сейчас: как устроена современность Мир вещей Большой мир: книги о времени и пространстве Из жизни идей
Но в книге оказались только рецензии и больше ничего. По сути, вся книга представляет собой ленту рецензий, разве что собранных в группы по темам выше. Все рецензии немного подобны, поэтому я трижды прерывалась в чтении книги, отвлекалась на художку, чтобы вернуть себе концентрацию. И по итогу, не смотря на то, что от книги я ждала большего, в целом, я осталась довольна прочитанным. Дело в том, что я почти не читаю современную и вне жанровую прозу, но постоянно запинаюсь о книги в данных жанрах, на слуху постоянно вертятся «знаковые фамилии». Удивительные приключения рыбы-лоцмана стали для меня отличным путеводителем в мире современной прозы и я рада, что могу доверять вкусу Юзефович, а доверие это возникло из-за следующих моментов: - В данном сборнике есть рецензии на книги, которые я читала (Священная книга оборотня, Шлем ужаса: креатифф о Тесее и Минотавре, Ананасная вода для прекрасной дамы, Бэтман Аполло, Дом, в котором…, Лавр, Карта времени, Лев Толстой: Бегство из рая) и даже, если наше общее впечатление и оценка на книгу разнятся, доводы у нас с ней одинаковые. - В манере выражать свое мнение Юзефович использует очень близкие понятия, не редко говорящие скорее о чувственных ощущениях от книги, чем о логике повествования и вкусности языка, хотя и это имеет место быть.
Честно говоря, я была сильно удивлена, что мне так интересно читать рецензии на книги, которые я еще не читала. Единственное что мне тяжело далось – это последние главы. Весь раздел про нон-фикшн шел очень тяжело и сложно сказать, в чем причина. Может в том, что были разобраны книги совершенно не интересной мне тематики, или из-за того, что это конец книги, и я подустала, или потому что в рецензировании нон-фикшина есть своя специфика, утяжеляющая текст. Если по художке я присмотрела сотни книг для прочтения, то в нон-фикшн ни одной.
Понять, что критика – это не про любимое старое, а про новое и иногда не особо любимое, и что критик – не пробователь варенья (так однажды описал мою профессию знакомый), а скорее летчик-испытатель, для многих непросто. Впрочем, не буду кривить душой: иногда про старые книжки поговорить всё же удается – не сказать, чтоб часто, но бывает. Правда, эти старые книги, как правило, оказываются для читателя вполне себе новыми – в смысле, неизвестными.
В конце концов, литература - это же не только про искусство, но и про мир вокруг нас.
Ну, и конечно же несправедливо будет не упомянуть моих мужа и детей, точно знающих, что если мама лежит на диване с книжкой – значит, она работает и ее ни в коем случае нельзя беспокоить.
Зимой спрос на теплые вещи возрастает, а все мы знаем, что нет лучшей защиты от непогоды, чем большой, сложный и увлекательный роман.
...в идеальной картине мира хороший детектив – это всегда искусство невозможного, своего рода балет с утяжелителями. Писатель-детективщик должен не просто станцевать «Лебединое озеро» с гирями на ногах, но еще и сделать это так, чтобы никто не заметил разницы. Внутрь детективного романа всегда встроен обязательный, наперед заданный набор сдержек, противовесов и ограничений, которые автор должен умело интегрировать, обтечь, спрятать или, наоборот, эффектно обнажить, и породить в результате нечто одновременно безупречно захватывающее и в то же время осмысленное. Конечно, это получается не всегда (прямо скажем, очень редко), но в детективе работа авторской мысли, беззвучное вращение интеллектуальных шестеренок виднее, чем где бы то ни было еще, и наблюдать за этим процессом – само по себе захватывающий аттракцион. А если хороший, крепкий детектив оказывается еще и хорошей прозой, то приз, достающийся читателю, по сути дела удваивается.
Отзывы, 40 отзывов40