Объем 449 страниц
2016 год
Достаточно ли мы умны, чтобы судить об уме животных?
О книге
В течение большей части прошедшего столетия наука была чрезмерно осторожна и скептична в отношении интеллекта животных. Исследователи поведения животных либо не задумывались об их интеллекте, либо отвергали само это понятие. Большинство обходило эту тему стороной. Но времена меняются. Не проходит и недели, как появляются новые сообщения о сложности познавательных процессов у животных, часто сопровождающиеся видеоматериалами в Интернете в качестве подтверждения.
Какие способы коммуникации практикуют животные и есть ли у них подобие речи? Могут ли животные узнавать себя в зеркале? Свойственны ли животным дружба и душевная привязанность? Ведут ли они войны и мирные переговоры? В книге читатели узнают ответы на эти вопросы, а также, например, что крысы могут сожалеть о принятых ими решениях, воро́ны изготавливают инструменты, осьминоги узнают человеческие лица, а специальные нейроны позволяют обезьянам учиться на ошибках друг друга. Ученые открыто говорят о культуре животных, их способности к сопереживанию и дружбе. Запретных тем больше не существует, в том числе и в области разума, который раньше считался исключительной принадлежностью человека.
Автор рассказывает об истории этологии, о жестоких спорах с бихевиористами, а главное – об огромной экспериментальной работе и наблюдениях за естественным поведением животных. Анализируя пути становления мыслительных процессов в ходе эволюционной истории различных видов, Франс де Вааль убедительно показывает, что человек в этом ряду – лишь одно из многих мыслящих существ.
Эту книгу должен прочесть любой, кто занимается психологией, социологией педагогикой и другими науками, где приходится иметь дело с мозгами живых существ и тем, что в них творится. Она – о том, как легко попасть впросак при постановке эксперимента. Показательный пример – опыт со слонами, которые провалили тест на узнавание себя в зеркале только потому… что им дали слишком маленькое зеркало!
Некоторым диссонансом смотрится то, что автор, восторгаясь умом животных, в то же время склонен занижать их языковые способности (например, со способностью человекообразных обезьян сообщать о прошлом и будущем дело обстоит не так безнадёжно, как он утверждает). И всё же эта книга обязательна к прочтению всем, кто намерен ставить психологические эксперименты. Это прекрасный справочник по ошибкам, которые можно допустить.
Одна из лучших книг, когда-либо попадавших ко мне в руки. Франс де Вааль пишет о животных с большой любовью и уважением, и при этом ничего не стремится приукрасить – его выводы основаны на фактах и многократно подтверждённых исследованиях. Книга написана живым, увлекательным языком и содержит множество примеров, показывающих ценность каждого, даже самого крошечного организма нашей удивительной планеты.
Это безумно интересно!!! И многое объясняет в мире людей – читайте, господа! Нужно чтобы дети, в первую очередь об этих опытах прочитали, это будет толчком для размышления.
Книга с интригующим названием, как уточняет сам автор, изначально задумывалась как дайджест последних открытий в области поведения животных (затем она несколько разрослась, но прыгающая с темы на тему структура осталась).
Для подкованного читателя, относящегося к животным с симпатией и уважением, считающего их своими разумными собратьями по планете, в этой книге будет не так уж много откровений. Автор обращается в основном к тем, кто верит в неодолимую пропасть между человеком, венцом творения, и забавными, но неразумными зверьками. На поверку выясняется, что куда ни копни, зверьки очень даже разумные (причём, в любом смысле этого слова).
Хорошо описано многолетнее противостояние двух разных школ отношения к животным – бихевиоризма (животные – бездумные роботы, следующие врождённым или выученным инстинктам) и этологии (у животных есть свои собственные намерения и эмоции, отвечающие задачам в рамках их собственных биологических ниш). Последний подход уже давно победил, но от бихевиоризма была позаимствована строгая методология.
Промежду прочим выяснилось, что орудиями труда, которые в недавнем прошлом считались уникальным признаком нашего вида, вполне умеют пользоваться и другие виды – человекообразные обезьяны, мелкие обезьяны (макаки), вороны (причём, с гораздо более высоким мастерством, чем макаки), а также – внезапно – аллигаторы (пресмыкающиеся) и осьминоги (беспозвоночные моллюски). Автор приводит множество поразительных примеров, а также цитату маститого исследователя о том, что приверженцам уникальности «человека работающего» теперь нужно либо признать обезьян людьми, либо изменить определение человека, либо изменить определение орудия труда.
Что нового я узнал? Шимпанзе, так же как и мы, целуются при встрече – в плечо в качестве приветствия, в губы в знак более близких отношений; бонобо при этом целуются взасос, с языком! Распознавание лиц, не так давно считавшееся уникальной человеческой чертой. Высшие приматы, естественно, прекрасно распознают лица – как своих сородичей, так и человека. Но, оказывается, и низшие тоже (макаки капуцины). И даже овцы различают своих сородичей в лицо (и приветственно блеют на картинку). Вороны узнают и запоминают на долгие годы лица людей (Конрад Лоренц специально переодевался и менял свою внешность, когда окольцовывал своих галок, чтобы не стать их классовым врагом, как некоторые его коллеги). Даже некоторые виды ос умеют отличать особей своего клана от чужаков по рисункам на физиономии. И вот ещё чудесная, хорошо задокументированная история про Умного Ганса.
В целом приятная книга, и с хорошим переводом (под редакцией Елены Наймарк). Добрую шестую часть текста (60 страниц из 360) составляют ссылки на научные работы и другие публикации.
Сама по себе тема очень интересная, и вроде бы даже материала в книге вполне достаточно для составления общей картины, но вот его подача почему-то скучная. Для меня было неожиданностью поймать себя на мысли «скорее бы дочитать» примерно на середине книги. Дело, видимо, в том, что моё знакомство с автором началось с видео «Moral behavior in animals» на TED Talks, где Франс де Вааль излагает мысли живо, легко, последовательно, с удачными примерами. Как бы там ни было, всё равно буду рекомендовать эту книгу.
Такую же стену между животными и человеком обозначил австрийский философ Людвиг Витгенштейн в своем известном высказывании: «Если бы лев мог разговаривать, мы бы его не поняли». Некоторые ученые с этим не соглашались, справедливо полагая, что Витгенштейн не разбирался в тонкостях общения животных. Однако суть афоризма в том, что наши жизненные впечатления настолько отличаются от львиных, что мы не поймем царя зверей, даже если он будет говорить с нами на одном языке. В действительности рассуждение Витгенштейна распространяется также на людей чуждых нам культур, с которыми мы не можем «найти общий язык»[7], даже если знаем его. Эта точка зрения предполагает, что у нас ограниченные возможности понять чужую жизнь, не важно - иностранцев или других организмов.
Что за странные мы существа, если единственный вопрос, который приходит нам в голову относительно нашего места в природе; "Свет мой, зеркальце! Скажи, да всю правду доложи: яль на свете всех умнее?"
Иначе все может закончиться, как с моим коллегой-студентом. Вопреки нашим советам относительно одежды, он пришел знакомиться с шимпанзе в пиджаке и галстуке. Студент не сомневался, что сумеет сладить с такими сравнительно небольшими животными, так как имел опыт успешного обращения с собаками. Будучи подростками четырех и пяти лет, оба шимпанзе уже были сильнее любого взрослого мужчины и в десятки раз хитрее любой собаки. Я до сих пор помню этого студента, бредущего шатающейся походкой с двумя шимпанзе, висящими на его ногах. Пиджак с оторванными рукавами превратился в лохмотья. Студенту еще повезло, что шимпанзе не пришло в голову попробовать задушить его
галстуком.
Десмонд Моррис, ученик Тинбергена, ставший известным благодаря своей книге «Голая обезьяна» (The Naked Ape) и другим популярным изданиям, был совершенно очарован Лоренцом и уверял, что этот австриец понимает животных лучше, чем кто-либо другой. Вот как он описал Лоренца в своей лекции в Бристольском университете в 1951 г.
Например, голуби и крысы расширили наши познания о памяти.
Отзывы, 28 отзывов28