Берём немного Рэя Брэдбери, немного Олдоса Хаксли, щепотку Пелевина (только убавим огонь на минимум!) – и добро пожаловать в дивный новый мир Безопасной Зоны. Туда, где живёт Верóника, чья жизнь делится на три части – дом, работу и студию. Сложно сказать, к какому жанру ближе новая книга Дин Лейпек (которую мне повезло читать в бумажной версии с автографом автора) – к социальной антиутопии, или к бытовому роману. Да, здесь есть социальный эксперимент и общество, в котором привычная нам модель поведения стала считаться «девиантной», но нет «пелевинского» гротеска. Здесь есть героиня, «не такая, как все», но вместо «мыслящего» героя Брэдбери – «чувствующая» художница. Здесь есть про секс, но настолько иносказательно и уж совсем без драмы Олдоса Хаксли. Зона Безопасности настолько «стерильна», что в книге не хватает остроты, конфликта (любого, внутреннего или внешнего). Самые напряжённые моменты книги любому из нас, городскому жителю начала двадцать первого века, покажутся практически «будничными» эпизодами. Именно поэтому мне пришлось несколько дней переосмысливать прочитанное.
Роман (или всё же повесть?) написан живым, óбразным языком. Книга о художнице, написанная художницей, изобилует цветовыми и фигурными деталями, придающими тексту определённый стиль и даже, я бы сказал, шарм. Эти образы – дополнительный элемент мозаики, нечто «между строк». Идеальное «общество будущего», созданное в Безопасной Зоне, настолько далеко от мечты Ивана Ефремова и настолько отдаёт Пелевиным, что в этих аккуратных строках таится предупреждение – побег от одной крайности очень быстро обрушит общество в другую.
В каком-то смысле, это ещё и роман-взросление. Несмотря на то, что Верóника (подобно героине другого антиутописта – Оруэлла) быстро научилась «обманывать» систему, ей предстоит узнать, что и она совсем не такая, и мир совсем не таков, каким ей его нарисовали. Поэтому она пишет сама – лес, что растёт за пределами Зоны Безопасности. Во всём этом считывается некий оптимистический посыл – не бойся выйти из зоны комфорта, своей «Зоны Безопасности». Самые большие рамки – те, которые мы сами себе создали, и мы сами можем выйти из своей позолоченной клетки и устроить свою жизнь так, как хотим. Вот только не забудьте об ответственности за свои решения, когда вы решите это сделать. В книге есть и про ответственность, но в романе эта ответственность сваливается на Верóнику внезапно и становится во многом причиной её следующих шагов.
Отзывы
7